Программа развития личностного потенциала (РЛП) способствует раскрытию потенциала каждого, восполняет в школах дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетенций, отвечает требованиям ФГОС ОО, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.
Цели Программы созвучны задачам воспитания, определенным в дополнениях к Закону об образовании в РФ как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…». Таким образом, данная Программа является методологической основой воспитания.
Программа предлагает комплексное решение по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс ключевых участников: педагогов, родителей, управленцев образовательных организаций, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.
Программа по РЛП помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребенок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость. В основу Программы легли разработки БФ «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда.
Методика Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов социально-эмоционального и когнитивного развития. В основе методологии Программы следующие научные концепции и школы:
- Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева (НИУ ВШЭ) и позитивная психология;
- Школа возможностей и педагогика достоинства А.Г. Асмолова (РАО);
- Методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды В.А. Ясвина (МГПУ);
- Методология стратегического проектирования в образовательной организации А.М. Моисеева (МГПУ);
- Методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов в адаптации М.А. Пинской (РАНХиГС).
«Дорожная карта» участника Программы включает в себя следующие этапы:
- трансформацию образовательной среды в школах и детских садах;
- профессиональное развитие педагогов в области социально-эмоционального и когнитивного развития детей и их психолого-педагогической поддержки;
- освоение педагогами практик управления собой, использования внутренних ресурсов для эффективной деятельности и эмоциональной поддержки;
- обеспечение школ и детских садов современными пособиями для развития детей с 5 до 18 лет;
- регулярную оценку эффективности реализации Программы в образовательных организациях, отслеживание динамики изменений в образовательной среде, мониторинг компетентностей и эффектов развития личностного потенциала у детей и педагогов;
- создание необходимой инфраструктуры и кадрового обеспечения для самостоятельного развития Программы в регионах-участниках.
На сегодняшний день методики Программы по развитию личностного потенциала прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.