В 2018 году МБОУ «Гимназия № 27» присвоен статус опорной площадки по внедрения курса
«Основы финансовой грамотности». Сегодняшние дети – это будущие участники финансового
рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Низкий уровень финансовой грамотности
и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротс-
тву, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым
мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие
личные проблемы. Понимая это, занятия курса «Основы финансовой грамотности» были с 2019
года включены в учебный план МБОУ «Гимназия № 27» в 7, 8, 9, 10, 11 классах за счет части
учебного плана формируемой участниками образовательных отношений.
Изучение курса ведется по программе и учебнику Алексея Горяева, профессора Российской экономической школы, и Валерия Чумаченко, директора и соавтора проекта «Финансовая грамота». УМК курса включает в себя также электронную версию. Методическое обеспечение курса было предоставлено Банком Росси.
Программа повышения финансовой грамотности решает три основные задачи:
- финансовое просвещение молодежи;
- формирование ответственности за принятие финансовых решений;
- функциональная финансовая грамотность (т.е. формирование навыков применения знаний в повседневной жизни).
Содержание реализуемой нами программы имеет модульную структуру:
1 модуль (7, 8 классы): личное финансовое планирование, личный финансовый план (упрощенный), депозит, налоги;
2 модуль (9 класс): кредит, расчетно-кассовые операции, страхование;
3 модуль (10, 11 классы): инвестиции, пенсии, финансовые махинации, личный финансовый план (полный).
Каждый модуль представляет собой логически завершенную часть программы курса. После каждого модуля и в конце изучения проводятся тесты, показывающие уровень изучения материала обучающимися. Виды контроля также включают в себя выполнение домашних заданий, выступление с докладом, выполнение мини-проекта.
Ряд занятий курса проводится в формате практикума – работы над кейсом, приведенным в конце соответствующей главы. Кейс содержит описание типичной жизненной ситуации, в которой может быть несколько альтернативных решений. Данная работа проходит в небольших группах, которые должны проанализировать ситуацию и найти аргументы за и против той или иной альтернативы. Смысл кейса не в том, чтобы дать обучающимся готовое решение, а в том, чтобы научить их самих находить путь к наиболее подходящему с их точки зрения решению. При этом преподаватель не играет роль лектора, а скорее выступает модератором дискуссии.